ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Платье викингов. Глава девятая одежда и украшения. Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки

Средневековые скандинавы IX–XI вв. придавали одежде не меньшее значение, чем мы сегодня. Ибо, как сказано в Речи Высокого (Старшая Эдда), «ни во что того ставят, кто наг». И вот интересный факт - вопреки распространенному мнению, что викинги, проводившие большую часть жизни в походах, были грязны и неопрятны, они оказались теми еще модниками.

Почему образ викинга так популярен?

Викинги получили сегодня особую популярность благодаря массе посвященных им книг, фильмов, сериалов, которые продолжают появляться чуть ли не каждый день. Казалось бы, Средние века - эпоха грязная, кровавая. Где там санитарные нормы и уход за собой?

Однако викинги были в походах отнюдь не весь год и часть времени проводили в своих жилищах, обрабатывали землю или занимались ремеслом, а на досуге любили сходить в баню, которая была при каждом доме. Кроме того, даже в походах было принято выглядеть по своему статусу. А английские хроники свидетельствуют, что рослые красивые викинги следили за чистотой тела и волос, хорошо одевались и очень нравились благородным английским дамам (к превеликой досаде местных мужчин).

Викингская мода

Что же они носили? Конечно, костюм не был одинаков на протяжении IX-XI вв., особенно если учесть, что викинги привозили из своих походов новые заграничные одежды, которые влияли на местную моду. Однако непременными элементами костюма в течение указанного периода оставались рубахи и штаны.

Рубаха викинга


Поначалу ценились длинные рубахи, а в конце эпохи викингов стали популярны и короткие рубахи, которые называли туниками. Штаны из сукна или кожи со временем потеряли свою мешковатость, стали плотно облегать бедра и приобрели завязки на талии. Появились разные варианты штанов: как узкие, облегающие ноги вплоть до голени (брокер), так и более свободные, расширяющиеся книзу или подвязывающиеся у колен. К штанам прилагался пояс из той же материи.

В Норвегии мужчины предпочитали короткую куртку кьертиль, которую надевали поверх узких штанов. В Исландии носили куртки из тюленьей кожи, которые были подлиннее. Альтернативой куртке из шерсти или меха были шуба или теплый плащ разной длины. Последний тоже имел несколько разновидностей, в том числе плащ для походов из медвежьей или волчьей шкуры с прорезями для рук или плащ с пристегивающимися рукавами и капюшоном.

Чтобы не обморозить лицо, в особенно холодное время, к нему пристегивали еще и маску. К концу эпохи викингов он удобно закреплялся уже не на двух плечах, а на одном, что давало воину больше свободы во время боя. Иногда под плащом носили шерстяные поддевки.


Воины викингов в бою


На ноги надевали кожаные сапоги разной высоты или башмаки, которые подвязывались ремнями на икрах. Обувь делали из кожи - акульей, бычьей, а дороже всех считалась обувь из телячьей кожи. Для того чтобы зимой не скользить на льду, на ботинки привязывали специальные шипы.

Праздничная одежда или одежда для торжественных случаев была оторочена мехом, отделана золотой и серебряной нитью, вышивкой, кружевами, драгоценными камнями, красивыми застежками-фибулами. Изготавливалась она из ярких привозных тканей или окрашивалась дорогими привозными красителями.

Как одевались простолюдины?

Люди более низкого сословия - мелкие землевладельцы, бонды, крестьяне, рыбаки, скотоводы, одевались скромнее воинов. Как правило, они носили некрашеную одежду натуральных цветов из грубой холщовой ткани: чулки, короткие штаны, длинную шерстяную рубашку, поверх куртку или прямоугольный плащ. На руках полагалось носить варежки.

К слову, даже в русском языке это слово имеет корень, связанный со словом «варяги», то есть викинги.

А на голову надевали широкополую шляпу или низкую шапку с большими бортами и завязками под подбородком. Она могла изготовляться из шерсти, войлока или меха. Кстати сказать, повседневная рабочая одежда предназначалась не только для низшего сословия, но и для состоятельных людей, которые просто ходили в ней по дому или проводили свой досуг, занимаясь ремеслом.

Женский костюм в культуре викингов

И если мужчины в своей массе одевались неброско, в серые, коричневые, черные цвета, женщины любили цвета более яркие. Если они имели высокое социальное положение, то предпочитали длинные одеяния. Это могли быть лиф и юбка либо сарафан с бретелями, перехваченный спереди на плечах фибулами в виде кольца, лепестков или овала, к которым на цепочках прикрепляли нужные мелочи (ножнички, футляры для иголок, ключи и т.д.). Иногда застежки были вовсе не нужны, и одежду каждое утро зашивали у воротника и рукавов, а перед сном распарывали.

Женский наряд


Были и женские штаны, которые завязывались спереди и надевались под платье или сарафан. Также надевали передник, по торжественным случаям - нарядный. На плечи женщины накидывали плащ или шаль, которую также закрепляли фибулой. На ноги надевали чулки. Незамужние девушки ходили с распущенными волосами или украшали их лентой. Замужние завязывали волосы в узел, а на голову водружали конический белый чепец или замысловатый головной убор из ярких полотняных лент, а иногда покрывали волосы платком.

Кое-что об эстетике скандинавских воинов

Как было замечено выше, средневековые скандинавы любили следить за своей внешностью. Археологи нашли множество приспособлений для ухода за ногтями, пинцеты, зубочистки, тазы для умывания. Интересно, что украшения мужчин и женщин часто не имели различий. Ожерелья и цветные бусы оставались исключительно женскими вещицами, а вот разнообразные кольца, браслеты и витые нашейные гривны обожали все.

Мужчины из привилегированных слоев общества завивали усы, носили бороды (особенно популярны были клинообразные) и длинные волосы. А датчане любили сочетать длинные челки с коротко остриженными затылками.

Еще один любопытный факт - косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины, которые вполне могли подводить себе глаза. При этом они считали обвинение в женоподобии самым страшным оскорблением, которое только есть в природе. А если мужчина хоть однажды случайно или намеренно надевал рубашку с большим (женским) вырезом на груди, его жена имела полное право подать на развод.

Одежда средневекового скандинава должна была не только отражать социальный статус носящего её, но и соответствовать моменту. В то же время, как вы успели заметить, в IX-XI вв. скандинавы всех сословий носили примерно одинаковый тип одежд, которые различались в основном по качеству и окрашенности материи, а также по металлическим украшениям: пряжкам, фибулам, подвескам, браслетам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эта статья изначально была напечатана в Pikestaff Arts and Sciences Issue (December 1994), публикации Восточного Королевства (East Кingdom) Общества Творческих Анахронизмов (Society for Creative Anachronism, Inc.).

Археологические источники.

Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем, что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом (украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако, значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и женщин, очевидно, различались.

Женщин хоронили с большим количеством металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань, соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал гораздо меньшего количества “украшений“ для застегивания, из чего следует естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Единственный предмет костюма, который требовал металлической застежки – плащ – очень часто находился поблизости от умершего, но не на нем. Это означает, что сохраняющее воздействие металла распространяется только на этот плащ, но не на все слои одежды, которые находятся в непосредственном контакте с металлом. Иногда другие металлические предметы в могиле сохраняют куски ткани, но они могут не иметь ни малейшего отношения к одежде, например, парус в погребении в ладье; ткань, которой был обернут меч; вышитая наволочка или грубая ткань, которой покрывалась могила.

В связи с этими сложностями мы обречены на попытки составления цельной картины из разрозненных и крайне скудных фрагментов. При написании этой работы источники информации были ограничены статьями и книгами на английском языке, поскольку работы на норвежском, датском, шведском и исландском либо недоступны, либо вызывают языковые сложности. Значительное количество информации происходит из работ о уникальных одиночных погребениях, например, погребения в дубовой колоде из Маммена (Mammen, Дания) или погребения в каменном саркофаге из Эвбю (Evebo, Норвегия). Эти уникальные погребения вызвали значительный интерес научной общественности, что вызвало их публикацию на английском языке. Эпоха викингов на различных памятниках Англии, Шотландии и Ирландии довольно неплохо освещена в англоязычных публикациях. Значительное количество работ на английсском обращено к широким картинам тканей эпохи викингов из Дании или Йорка (York, Англия). Публикации материалов исландских памятников крайне немногочисленны, в особенности, в Америке, и поэтому остались за рамками работы.

Эстетика.

Многие ткани эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще. Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из качественной, мягкой и яркой ткани.

Некоторые области обладали доступом к полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили. Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми, погребенными в Бирке (10в.). Хотя свидетельств использования хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия использовала особый вид хлопчатой одежды – “бамбакион“ (bambakion). Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.

Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашенными. Однако, шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного полотна, окрашенного мареной. Наиболее распространенными цветами были следующие: красный (краситель – марена), синий (краситель – вайда (Isatis tinctoria)), желтый (резеда (Reseda luteola) или неопределенный краситель на таниновой основе, возможно, луковая шелуха), лиловый и фиолетовый (лишайники или комбинация различных красителей) и зеленый (передержка в неопределенном желтом красителе с добавкой вайды). Известны также коричневые фрагменты ткани (краситель – ореховая скорлупа).

Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии, синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это указывает на определенные региональные предпочтения.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проектной работы Цель: на основе письменных и вещественных источников дать общее представление о женском костюме Скандинавии IX-XI вв. в контексте отражения социально-экономической и этнокультурной истории региона. Задачи в ходе реализации проекта: 1. Реконструировать скандинавский женский костюм (по материалам погребальных памятников Бирка, Хедебю), на основе полученной информации изготовить одежду на куклу; 2. Развить ключевые социально-трудовые образовательные компетенции; социальною активность, умение анализировать, сопоставлять информацию, делать выводы и своими руками создавать то, что задумано; 5. Формировать эстетические потребности и ценности.

3 слайд

Описание слайда:

Данные о женском костюме эпохи викингов IX-XI вв. фрагментарны. Это объясняется тем, что на раннем этапе археологического изучения (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев. Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году. Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать. История изучения скандинавского костюма эпохи викингов

4 слайд

Описание слайда:

Одежда знати Нижняя рубахи оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными или поперечными складками. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук.

5 слайд

Описание слайда:

Остатки нижнего платья обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании. Нижняя рубашка с клиньями из Бирки

6 слайд

Описание слайда:

Платье Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением или из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы.

7 слайд

Описание слайда:

Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов.

8 слайд

Описание слайда:

Передник (apron) Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания).

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Четвертый вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): Одна петля сверху и две петли снизу для 1 варианта (передник и нагрудник). Две петли сверху и две петли снизу для 2 варианта (передник, нагрудник и шлейф). Две петли сверху и одна петля снизу для 3 варианта (передник и шлейф) Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Пояса В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд. Практически, традицию ношения тканых поясов было широко распространено. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

13 слайд

Описание слайда:

Верхняя одежда Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида. Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

14 слайд

Описание слайда:

Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Накидка Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Осеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Фрагменты головных покрывал также были найдены в достаточном количестве в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Осеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено. Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Целью этой статьи является прояснение некоторых важных аспектов реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов. Кроме того, представлены новые данные и исследования для более точного отображения женской одежды. Путаница началась с археологических исследований в Бирке, где между 1873 и 1895 Хьялмаром Столпе (Hjalmar Stolpe) было изучено около 1100 погребений.

Предполагалось, что в этих погребениях были захоронены "типичные викинги", однако исследования показали, что эти погребения являются либо погребениями знати, либо, что умершие были похоронены в одежде знатных людей.
Кроме того, согласно современным воззрениям культура эпохи викингов испытала влияние культур славян, вендов и русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с точностью неизвестна.
На раннем этапе археологических исследований (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев.
Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году.
Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Предполагалось, что это одеяние было открытым только с одной стороны. Однако, на фотографиях верхняя одежда приобрела разрез и с другой стороны! Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать.
Два известных иллюстратора увековечили миф о двойном разрезе; Эке Густавссон (Ake Gustavsson) в книге "The Viking"(1966) и Дэвид Маллот (David Mallot) в издании "Vikings in England"(1981). Именно на этой литературе основаны рекомендации по скандинавскому женскому костюму эпохи викингов в NFPS. Однако, ныне открытия Гейер получили новую оценку. Флеминг Бау (Flemming Bau) пересмотрела проблему костюма сравнением информации о слоях ткани с изобразительными источниками: металлическими подвесками в виде валькирий, игральными фигурами, изображениями на рунических камнях и вышивке. Поскольку предполагается, что эти источники показывают знатных женщин, то они являются идеальными свидетельствами интерпретации.
Флеминг Бау далее сравнивает собственные построения с данными по народному костюму. Для проверки наличия славянского влияния она использовала материалы из других памятников эпохи викингов (в Норвегии, Швеции и Шотландии). Ее построения не вызывают противоречий. Далее приводится короткая сводка материалов, хотя в то же время стоит учитывать, что после столетия раскопок в Бирке более 90% материалов по остаткам тканей остаются неопубликованными.

Одежда знати.

Нижнее платье.
Эти довольно простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты найдены также и в Йорке викингов.
Плиссированные нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли верхнюю одежду. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными (как изображали Юдит Йеш (Judith Jesch), Густавссон, Маллот и др.) или поперечными (Флеминг Бау) складками. Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук. Остатки нижнего платься обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании.

Платье.
Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением ИЛИ из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы. В то же время не каждый предмет одежды был украшен тесьмой, да и сохранившиеся пострадали от разложения. Неизвестно какой вид одежды был украшен тесьмой: платье или кафтан или плащ. Более того, сколько фрагментов тесьмы обнаружено? На рисунках из 1100 погребений Бирки Стольпе отмечает положение только ПЯТИ фрагментов из 4000! Явно недостаточное количество данных для обоснованных выводов о длине и количестве найденных одеяний.Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов. Подобная реконструкция оставляет открытыми три вопроса.Во-первых, почему платье столь богато украшено (речь идет о серебряном шитье и шелке), если поверх него носились только передники (aprons)? Почему длина платья столь невелика, если остальные предметы одежды должны быть еще более короткими, чтобы показать ценность предыдущего предмета? Во-вторых, почему вышивка размещена по бокам платья, в то время как ее часто находят спереди? В мужских погребениях, где обнаружена аналогичная вышивка, она расположена на передней части одежды. Слева показана находка из погребения 735 в Бирке (возможно, женского?), которая стала источником многих реконструкций, хотя размер ее не превышает подставки под пивную кружку! Прямоугольный фрагмент вышивки располагался на куске ткани, который находился, по предположению исследователей, в районе выреза подмышечной впадины. Но точно так же этот фрагмент ткани мог располагаться в районе шейного выреза! Третий вопрос. Зачем располагать вышитый фрагмент на одеянии, поверх которого носились передник, теплая одежда и плащ? Сохранившиеся фрагменты могли склеиться под воздействием разложения или же быть особенностью погребального обряда. Вполне вероятно, что вышивка могла украшать кафтан, схожий с мужским, или находиться в погребении в такой комбинации, которая никогда не использовалась в реальности. Находки из Хедебю представляют еще один вариант платья. Датский вариант гораздо длиннее, чем реконструкция из Бирки: длина почти аналогична длине нижней рубашки. Подобный вариант гораздо ближе по своей длине к более поздним вариантам из Мослунда (Moselund, Дания, ок.1250) или Херьолфнеса (Herjolfsnes, Гренландия, ок.1300).

Передник (apron).
Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания). Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Длина нагрудника могла варьироваться: на фигурке из Тузе нагрудник достигает щиколотки, в то время как на фигурках из Туны и Грёдинге (Grodinge, Швеция) - соответственно снизу слева и справа - нагрудник достигает лишь колена.

Последний вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Безусловно, могли существовать и иные варианты, однако только те из них заслуживают внимания, которые не входят в противоречие с фигурками валькирий (иными словами, никаких боковых разрезов), а также с количеством петель, обнаруженным на черепаховидных фибулах. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): . Одна петля снизу, одна петля сверху для первого варианта (только передник). . Одна петля сверху и две петли снизу для второго варианта (передник и нагрудник). . Две петли сверху и две петли снизу для третьего варианта (передник, нагрудник и шлейф). . Две петли сверху и одна петля снизу для четвертого варианта (передник и шлейф). Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно.

Пояса.
В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд.
Носили ли женщины пояс в действительности, может быть почвой для предположений. В женском погребении в Килдонане (Kildonan, Isle of Eigg, Шотландия) был обнаружен богато укращенный кожаный пояс. Однако, исследования показали, что этот предмет несет на себе явное уэльское влияние и, вероятно, был изготовлен уэльскими мастерами. Практически, традицию ношения тканых поясов, вероятно, стоит продолжать. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами.

Верхняя одежда
Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида.
Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки.

Накидка.
Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Однако на фигурке из Кинсты (Kinsta, Швеция) - третья слева - нижняя часть накидки интерпретирована как пояс. Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Усеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке.

Головные уборы.
Головные уборы также вносят значительную долю неясности и сомнений в реконструкцию женской одежды эпохи викингов. Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Возможно, головные покрывала также были предметом гэльского влияния? Их найдено достаточное количество в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. Однако, радиоуглеродная датировка образца из Шотландии относится к эпохе бронзы! Время записи саг относится к 13 столетию, когда и Британия, и Скандинавия были давно христианизированы, следовательно головные покрывала могут отражать более поздние особенности, заимствованные из христианства. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Усеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено (незамужние женщины?). Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову.

Украшения и драгоценности.
Многие женские погребения содержат ценные украшения и предметы, которые необходимы умершей в загробной жизни. Многие из них являются предметами повседневного быта, иные - разового использования. Список довольно велик, однако обычно включает: ключи, гребень, игольник с иглами, маленький нож и оселок. Все эти предметы привешивались к поясу (если предположить его наличие) или к цепочкам или лентам фибул. Некоторые предметы расположены специфически: так, нож и игольник подвешиваются горизонтально. Многие из перечисленных вещей богато украшены. Цепочки отличаются от современных: часто использовались витые звенья. Так же, как и личные вещи, маленькие фибулы нижнего платья иногда присоединялись цепочками к черепаховидным фибулам. Сами черепаховидные фибулы нередко соединялись цепочками. Эта особенность имеет смысл в том случае, если отсутствовал нагрудник, поскольку без него или цепочек передник получается чересчур развевающимся. Иногда вместо цепочек носились ожерелья из стеклянных, янтарных или гагатовых бусин. Необходимо отметить, что ВСЕ янтарные и гагатовые буины были полированы или укражены резьбой, иными словами, следует избегать использования грубых необработанных кусков.

Обувь.
Женщины носили обычные кожаные туфли, найденные в различных археологических памятниках. Шерстяные носки плохо сохраняются в погребениях, однако обнаружены при раскопках Йорка. Носки вязаны крючком.

Детская одежда.
Детский костюм не был уменьшенной копией одежды их матерей. Так, дети знати в Финляндии также носили дорогие одежды и драгоценности, но фибулы и передник отсутствовали. Если подобная практика существовала и в Скандинавии, то вряд ли девочка или девушка могла носить передник и черепаховидные фибулы. Костюм отражал социальный статус, благосостояние и семейное положение. Девочка могла быть выдана замуж и в возрасте 12-13 лет! Внешние атрибуты следовали из отчасти приданого, а отчасти из награбленной мужем добычи.

Женский костюм средних и нижних классов
Вероятно, что система фибул и цепочек характерна только для знати. Женщины с более низким социальным статусом были одеты, соответственно, в более простой костюм. Вероятно, они носили пояса, чтобы предохранить просторную одежду от попадания в огонь очага. Кроме того, можно предположить наличие передника (более похожего на современный) для работы по дому.

Безусловно, знатная женщина в парадной одежде (т.е. с системой фибул и цепочек) вряд ли занималась чисткой рыбы. Очевидно костюм скандинавских женщин более низкого статуса был похож на одежду англо-саксов, за исключением плиссированных рукавов. Вопросы головного убора и обуви уже рассматривались ранее. Краткий обзор предметов костюма и их допустимого сочетания.

НИЖНЯЯ РУБАШКА.
Рубашка могла быть плиссированной с завязками у горла и рукавов ИЛИ обычной, застегивающейся маленькой фибулой. Длина ее должна быть до щиколотки. Материал - полотно.

ПЛАТЬЕ.
Может быть украшено вышивкой или оставлено без таковой. Могли существовать короткий и более длинный варианты. Материал - шерсть или шелк.

ПЕРЕДНИК и ФИБУЛЫ.
Знатная женщина должна носить передник, хотя бы в самом простом варианте. Этот комплекс одежды застегивается при помощи больших орнаментированных фибул. Наиболее популярными были черепаховидные фибулы, однако, могли использоваться коробчатые и иные типы фибул или длинных булавок. Необходимо отметить, что носить костюм знати НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Одежда женщины среднего класса ничуть не хуже, но обойдется ГОРАЗДО дешевле!!!

ПОЯС.
В том случае, если он вообще используется в костюме, то должен представлять собой тесьму из шерсти или шелка.

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.
В том случае, если используется, то должно быть сшито из шерстяной или шелковой ткани. Отделка, возможно, аналогична находке из Бирки (погребение 735).

НАКИДКА.
Эта существенная часть костюма должна быть у каждой знатной женщины. Она представляет собой короткий плащ, застегиваемый при помощи различных фибул. Изготовляется из шерси или шелка, возможно, с подбивкой из шерсти или меха и с меховой оторочкой.

ГОЛОВНОЙ УБОР.
Чаще всего, вероятно, для головного убора использовался шелк. Христианские женщины должны были покрывать голову, в то время как язычницы могли выбирать носить или не носить головной убор.

УКРАШЕНИЯ.
Украшения являлись характеристикой социального статуса. Нитка стеклянных или янтарных бус должна быть одета в дополнение к фибулам, упомянутым ранее. Некоторые предметы обязательны, например, связка ключей и маленький нож. Они, как и иные вещи, крепились лентами или цепочками к одной из фибул передника.

ОБУВЬ.
Использовалась обычная обувь, характерная для для региона и периода. Носки, в случае использования, сшиваются из полос, связанных крючком.

ДЕТИ ЗНАТИ.
Одежда детей знатных родителей отличалась от костюма взрослых. В то же время костюм должен быть из ценных материалов, а используемые украшения должны быть дорогими. Типичный костюм должен включать нижнюю рубашку, вероятно, платье, а также плащ и туфли.

ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОК.
Костюм простолюдинок выглядел очень похожим на одежду англо-саксов. Для состоятельных людей обязательным является полотняная нижняя рубаха, поверх которой одето шерстяное платье. Наличие головного убора вероятно, в то время как наличие обуви и некоторых украшений обязательно. Кроме того, желательны дополнительные предметы: терка, веретено и пряслице, нож, кресало и кремень.

ВИКИНГИ (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9-11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе - Нового Света. Слово «викинг» восходит к древненорвежскому «викингр». Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к «вик» - фиорд, бухта.

Слово «викинг» (букв. «человек из фиорда») применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе.

Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны - букв. «люди с севера»); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.

Во времена эпохи викингов скандинавская мода изменялась очень мало. Большинство людей носили домотканую одежду из шерсти и льна, окрашенную растительными или минеральными красителями. Качество и фасон одежды викинга, украшения и аксессуары зависели от его богатства и социального положения. Богатые люди могли позволить себе одежду из тонких, ярких тканей. По праздникам и торжественным случаям они украшали одежду китайским шёлком, золотыми и серебряными нитями. Бедняки носили простую одежду из грубого неокрашенного полотна.

Женщины викингов носили длинные платья, закреплённые вокруг шеи тесёмкой или маленькой брошью. Поверх платьев они надевали шерстяные или льняные туники, зачастую украшенные лентами из домотканого узорчатого полотна. Такие туники

состояли из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых на плече ремешками. Ремешки прикреплялись к тунике парой брошек. Некоторые женщины носили на своих туниках броши со свисающими цепочками, к которым прикреплялись разные предметы вроде ножа, гребёнки, ключей или ножниц. Археологи не нашли в женских захоронениях поясных пряжек. По их мнению, женщины завязывали свои туники на талии полосками ткани или же позволяли им свободно ниспадать вниз. Правда в одной из саг говорится о даме, чье платье было ушито на талии, чтобы показать красивую фигуру. На открытом воздухе женщины носили шали, закрепляя их брошами на плечах. Некоторые дамы в очень холодную погоду надевали стёганые плащи с подкладкой из перьев.

Мужчины викинги носили полотняные рубахи и полотняные штаны. Штаны закреплялись вокруг талии тесёмкой, а штанины либо свободно свисали, либо привязывались полоской материи.

Поверх рубахи и штанов мужчины надевали тунику с длинными рукавами. Иногда эти туники украшались яркими лентами из узорчатой ткани, которыми отделывались манжеты и горловина. На тунику викинги надевали кожаный пояс, к которому подвешивали кошелёк или нож. Для защиты от холода викинги нуждались в тёплой одежде. Их одежда была плотно прилегающей к телу, что позволяло придерживать воздух между слоями одежды тёплым. Мужчины носили трусы и плотные шерстяные рубашки с длинными рукавами. Поверх неё викинги надевали длинную рубаху и шерстяную накидку. Большинство женщин носили простые шерстяные фартукообразные платья. Крестьянская одежда состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой.

Зимой мужчины - викинги носили меховые шубы или тяжёлые плащи. Рука, в которой они держали меч, оставалась свободной, потому что плащ закалывался на одном плече специальной булавкой.

Как мужчины, так и женщины носили кожаные башмаки или сапоги, голенища которых привязывались к щиколоткам.

Причёски. Женщины викингов отращивали очень длинные волосы. Они заплетали их или связывали узлом на макушке. Вокруг лба они завязывали разноцветные ленты. Замужние женщины покрывали голову платком. Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою. У большинства мужчин были волосы до плеч, но немногие воины отращивали и длинные. Некоторые викинги заплетали косички по обе стороны лица, чтобы волосы не лезли в глаза. Другие скрепляли их лентой обвязанной вокруг лба.

Многие викинги отпускали бороду. Считалось модным у мужчин заплетать бороду в косички, чтобы ветер не задувал её в лицо.